История

Поселок Гайны. Исторический путь развития.

Культурным и административным центром Гайнского района является поселок Гайны. До 2 января 1963 года Гайны имели статус села. Постановлением Пермского облисполкома №1/3 от 2 января 1963 года село Гайны преобразовано в рабочий поселок городского типа, а с 1996 года - в рабочий поселок.

Расстояние от поселка Гайны до центра Коми-Пермяцкого округа г. Кудымкара - 156 км, до краевого центра центра г. Перми - 357 км, до ближайшей железнодорожной станции Менделеево - 283 км, до г. Москва - 1550 км.

Впервые в исторических документах Гайны упоминаются в переписных материалах, получивших название "Писцовые книги И.И. Яхонтова 1579 год". Писец И. Яхонтов и его сподвижник подъячий Г.Карпов составили описание Чердынского и Соликамского уездов, а также вотчин Строгановых. Перепись велась в годы, когда Ермак начал поход за завоевание Сибири в 1579 - 1581 гг.

По материалам раскопок, проводимых археологами в разные годы, поселение Гайны относится к группе родановских памятников и возникло примерно в XI веке до нашей эры. 14 декабря 1979 г. впервые общественность района торжественно отметила рождение своего районного центра - 400-летие Гайн.

В средние века по Каме и её притокам коренные жители племен коми широко расселились, образовав сеть селищ и городищ, торговали с Волжской Булгарией, Ираном, Русью, прибалтийскими странами. Русь настойчиво пробивалась на восток. Новгород, позже и Москва подчинили и обложили данью племена коми. Враги были на востоке и на юге. Монголо -татарское иго захватило не только русские княжества, повергло в прах южные государства, но и принесло бедствие коми народу. На обжитых селищах появились кочевники - башкирские племена.

Коми не покорились и вели войну с пришельцами, вынуждая их возвращаться и расселяться на юге. Но следы башкирских родов остались. В эти тревожные времена 600 - 700 лет назад и родилось имя Гайна, по имени башкирского племени гайна, временно захватившего богатые берега Камы и прилесье.

Южнее располагалось другое племя - имес, образовав в последствии географическое название деревни Имассы. На реке Тулве еще в XVIII веке обитали потомки родственники из рода Тул - Гайна (ныне это бардымские башкиры), а в других местах в Пермском районе, в селах Каяново и Бушкултаево, по сей день проживают их родичи, рода Мул- Гайна. Прикамье стало и родиной башкирам.

Коми-Пермяцкие ученые связывают происхождение названия поселка с удмуртской родственностью.

Панорама поселка Гайны
Гайнский районСами коренные жители проще подходят к образованию названия и связывают название со словом "гайно" - беличье гнездо. Таким же названием наречены некоторые сибирские и алтайские населенные пункты. Само же место расположения поселка похоже на чашу, напоминающее гнездо. Ещё в ХIХ в. село - поселок назывался Гайна, а соседние населенные пункты имели окончание а: Анкудинова, Исаева, Чажегова, Васкина, Иванчина. Позднее населенные пункты переиначили на русский лад: Елево, Васькино, Иванчино и т.д.

Согласно материалам переписи 1579 года в погосте Гайны было 17 дворов пашенных крестьян и 4 пустых пашни, лесу пашенного 16 десятин.

Как выглядели Гайны в то время? Избы с постройками из круглого, рубленого топором, леса приютились у городища за рекой Камой. По всему берегу рос ельник. В сторону нынешнего Кирпичного раскинулись сосняки. Самая высокая часть над Гайнами была покрыта старым дремучим лесом. Небольшая часть земли распахивалась под овес и рожь. Кама текла по более узкому и глубокому руслу. На реке и старичных озерах было обилие рыбы. Вокруг была нетронутая тайга, полная зверья. Большие площади боров-беломошников позволяли держаться большим стадам оленей.

Основное занятие у жителей - рыболовство и охота. За солью ходили пешком в Соль Камскую (ныне г. Соликамск). Двух кожаных мешков из оленьих шкур хватало на год. Через Гайны проходила старинная дорога в Пермь Великую. Через третье болото по мари до с. Бондюг шла зимняя санная дорога. Еще до переписи И. Яхонтова, по неизвестной причине, из Гайн несколько семей ушло на р. Янчер нынешнего Кочевского района и осели там жить, и свою деревню назвали Гайнцево.

Во время второй переписи Перми Великой (1623 год) в Гайнах было 18 дворов пашенных крестьян, 3 бобыльских и 6 пустые, жители которых "сошли неизвестно куда". В погосте была кузница Первушки Васильева.

В 1819 году, спустя два столетия, в погосте Гайны имелась уже церковь с тремя приходами: Гайнским, Монастырским, Чажеговским. Вокруг этих приходов 26 мелких поселений.

В 1820 году из 127 хозяйств на покупном хлебе жили 69 хозяйств и только одно хозяйство имело избытки хлеба для продажи. 11 октября 1874 года Чердынский уезд был разделен на девять муниципальных участков, в последний вошли Гайнская, Аннинская и Пятигорская волости.

По статистическим данным Чердынского уезда, в 1879 году в селе Гайны было 119 дворов, в них проживало 362 мужчины и 349 женщин. К началу века с Гайны было совсем небольшим, состояло из трех улиц, без названий. Жители между собой их звали так: береговая (ныне ул.Кашина), средняя (часть ул.Дзержинского и ул.Ленина), верхняя (ул.Советская). Село было очень красивое, утопало в зелени. В центре (где сейчас автостанция) около небольшой березовой рощицы стояла деревянная церковь с темно-зеленым куполом.

Недалеко от площади на берегу Камы жил купец Григорьев. Его двухэтажный дом отличался красотой и расписными воротами. Во дворе он держал всякую живность: кур, гусей, индюшек. Были у него рабочие и кухарки, которые пекли хлеб. Купец имел свою лавку (магазин), в котором были привозные товары и продукты: сахар, соль, ситец и другая мануфактура для повседневного быта.

Имел свой пароход, на котором завозил продукты. Основным производством у него были лесозаготовки, но сеял и хлеб.

В с. Гайны имелся приют для детей в двухэтажном деревянном доме и находился на том месте, где сейчас здание райсуда. Для пожилых людей имелась богадельня, которая располагалась на месте нынешней коммунальной бани.

 

Набережная реки Камы, поселок Гайны.

Жители села носили одежду из грубой ткани, которую сами ткали. Сеяли лен, выращивали его. Собирали, сушили, мяли, получали кудель, которую пряли. На станках ткали ткань. На ногах носили лапти. Зимой надевали шерстяные носки, в лапти стелили солому. В лавке можно было купить коты (обувь из коровьей кожи).

1914 год в селении Гайны имелись: конная молотилка, 5 веялок. Жители села культивируют рожь, овес, ячмень, коноплю, 2 хозяйства имели пасеки.

После окончания полевых работ подрядчики лесопромышленников Каменских, Рязанцевых, Мешковых и местного купца Григорьева заключали с крестьянами договора. Одни брались заготовить 400 - 600 куб.метров сухостойных дров коротьем, другие брали подряд на заготовку, вывозку и сплав 100 -200 куб.метров строевого леса. Работали с помощью топора, поперечной пилы и скобеля. На лесозаготовках и сплаве крестьяне работали по 7 -8 месяцев в году и за это время один работник с лошадью мог заработать от 50 до 80 рублей.

Сегодня п. Гайны - крупный административный и культурный центр с широкой сетью учреждений торговли, здравоохранения, бытового обслуживания. В нем проживает 3900 человек.

Песня о Гайнах

1. В озерном краю
Далеком окраинном
В лесах вековых
Стоят наши Гайны
В краю лесорубов,
В краю земледельцев,
К краю, где немало
Народных умельцев
2. Сурова природа
Сурового края
Здесь люди добры
Открыты сердца их.
К невзгодам привычны,
Умеют трудиться.
Ты ими, наш край,
Можешь смело гордиться.
3. И каждый увидит,
Кто здесь побывает.
Старинный наш край
С каждым днем расцветает.
И нам этот край
Дороже на свете.
Ты родина наша,
Мы все твои дети.
Припев:
На Каме-реке
Стоит наш поселок
Пусть он не велик,
Но каждому дорог.
Он наша судьба,
Он родина наша.
Весь свет обойти
Не найдешь его краше.